Явление

В давние времена на крестьян из Русской и Мордовской Норки часто нападали разбойники. Местные жители молились об избавлении от них Божией Матери. И Она подала видимый знак своей милости.

Однажды в этих местах проходили трое солдат: два православных и один мусульманин. Вдруг они услышали в стороне шум воды. Подошли поближе и увидели родники, а на дереве- Тихвинскую икону Божией Матери. Это было на девятую пятницу по Пасхе.

Солдаты попытались снять икону с дерева. Но только иноверец смог взять ее в руки. О явлении доложили правящему архирею, и тот сказал, что это- чудо Божие. Солдат- мусульманин после этого случая принял Православие. А на Семи Ключах поставили часолвню в честь Тихвинского образа.

Такое предание рассказывала монахиня Параскева, в миру Павла Михайловна Калмыкова- Тимошкина (1914- 2012), уроженка Мордовской Норки, почти всю свою долгую жизнь прожившая в Моске. Это- один из самых ранних и подробных рассказов о том, как Семиключье стало свято, ведь матушка Параске помнила его еще с 20-х гг.

Отголоски того же предания мы встречаем в самых разных источниках. Так, автор заметки о Семи Ключах в «Саратовских губернских ведомостях» (1847) упоминает о том, что «водой из этих ключей излечился какой-то воин».

А вот в описании святого места, датированном 1911 годом, приводится предание о разбойниках: в трех верстах от Русской Норки, по направлению к Мачкасам, есть Казенный лес, и в нем овраг под названием «Вражеский». «В этом овраге было временное5 пристанище разбойников, которые в то время грабили каждого проезжающего. Одним концом овраг упирается в озеро, называемое Большое, в которое разбойники кидали убитых, и разную сбрую, и лошадей после грабежа». Что интересно, эта легенда жива в народе до сих пор, только овраг называют теперь не Вражеским, а Воровским. И еще рассказывают, что когда в 30-х гг. спускали пруд близ Семи Ключей, на дне увидели множество человеческих костей- так что рассказы о жертвах разбойников, быть может, возникли не на пустом месте.

Семь Ключей стали почитаться в народе как святое место после явления здесь Тихвинской иконы Божией Матери. В этом едины все предания. Но есть между ними и различия.

Так, существует версия о том, что в воде явился лик Божией Матери, а уже местный иконописец написал с него сам образ. И, действительно, глядя на святыню, можно заметить, что работал художник-самоучка, а не профессиональный живописец.

До сих пор живо в Русской Норке и другое предание- о том, что Божия Матерь Сама явилась кому-то из местных жителей и сказала: «Я останусь между Норок». И, как дополняют некоторые, добавила: «Воды Я сюда привела издалека, и если начнется смута и нестроение, Я их уведу».

Бытует среди сельчан и еще одно поверье: икону трижды пытались перенести в храм Русской Норки, и трижды онавозращалась на Семиключье, после чего и поставили там часовню. Кстати, в уже упоминавшемся описании 1911г. имеются любопытные сведения о ней. Волостной урядник указывал тогда, что у Семи Ключей построены две часовн. «Одна из них очень старая, основанная помещиком деревни Кузнецовки господином Кузнецовым, назначение которой было укрываться от ненастной погоды во время охоты. По преданию, в эту часовню явилась чудотворная икона «Тихвинской Божией матери», которая, когда ее брали из часовни, она являлась туда обратно».

Таким образом, самым первым сооружением на Семи Ключах был охотничий домик помещика Кузнецова. Его имение- деревня Кузнецовка- сейчас северная окраина Русской Норки.

Таким образом в первой трети 19 века произошло явление Тихвинского образа Богородицы на Семи Ключах.